Меню сайта |
|
|
|
Поиск по сайту |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|
Биография Генри Форда
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Дирборне, Мичиган, США. Родители Форда были ирландскими иммигрантами. Генри был самым старшим из шести детей. Семья Фордов жила на ферме, получая при этом неплохую прибыль, но как считал Форд в свои молодые годы, ферма требовала слишком много работы и не оправдывала ее доходами.
Детская фотография Генри Форда в 2,5 года.
"Существует легенда, что мои родители были очень бедны и им приходилось туго. Они были, правда, небогаты, но о настоящей бедности не могло быть и речи. Для мичиганских фермеров они были даже зажиточны. Мой родной дом и теперь еще цел и вместе с фермой входит в состав моих владений. [...]Мое первое воспоминание про ферму касается того, что, принимая во внимание результаты, на ферме было слишком много работы. [...] Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год, были подаренные мне часы. [...] Этот локомобиль был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику. [...] Когда я ездил в город, карманы у меня всегда были набиты всяким хламом: гайками и обломками железа. Нередко мне удавалось заполучить сломанные часы, и я пробовал их чинить. Тринадцати лет мне удалось в первый раз починить часы так, что они ходили правильно. С пятнадцати лет я мог чинить почти всякие часы, хотя мои инструменты были весьма примитивны. [...] Я никогда не мог особенно заинтересоваться фермерской работой. Я хотел иметь дело с машинами. Мой отец не очень сочувствовал моему увлечению механикой. Он желал, чтобы я стал фермером. Когда я семнадцати лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую Драйдока, меня считали почти погибшим."
(Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения", 1922)
В 1879 (в 16 лет) Генри Форд получил место ученика машиниста в Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных компаниях. В эти же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело.
В 1887 году Генри Форд сконструировал модель двигателя. Для этого ему пришлось (как в детстве) разобрать попавший к нему в мастерскую настоящий двигатель и разобраться, что там к чему. Чтобы продолжать свои эксперименты, Форд вернулся на ферму - но не пахать, а устроить в сарае мастерскую. Отец предложил Генри 40 акров леса, если тот бросит ковыряться в машинах. Генри схитрил: он согласился, устроил лесопилку, женился. Но все свободное время проводил в мастерской. Он прочитал кучу книг по механике, конструировал двигатели, пытался приспособить моторчик к велосипеду. Но одному на ферме дальше продвинуться было невозможно, а тут Форду предложили место инженера и механика в Детройтской электрической компании "Edison Illuminating Company" (Электрической компании Томаса Эдисона) с зарплатой 45 долларов в месяц.
Квадрицикл, первый автомобиль Форда. Всего было построено и продано три экземпляра. Причем первый экземпляр Генри Форд со временем выкупил назад. Теперь этот автомобиль можно увидеть в Музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.
В 1892 - 1893 году Форд собрал свой первый автомобиль - "квадрицикл". Чтобы выехать из сарая, пришлось разломать стену. Когда Генри Форд катался по Детройту на своем "квадрицикле", лошади от него шарахались, а прохожие обступали необычную телегу, которая не только сама ехала, но еще и тарахтела на всю округу. Как только Форд оставлял "квадрицикл" на минутку без присмотра, в него тут же забирался какой-нибудь любопытный нахальный господин, который пытался покататься. Приходилось во время каждой стоянки приковывать машину цепью к фонарному столбу. Хотя тогда еще не существовало никаких правил дорожного движения, Генри получил разрешение в полиции и стал первым официально утвержденным шофером Америки. В 1896 году он продал машину за 200 долларов. Это была его первая продажа. Деньги были тут же пущены на создание нового автомобиля, более легкого. Он считал, что тяжелые автомобили - для единиц. Паровоз, танк или трактор не могут пользоваться массовым спросом. Форд верил, что массовый продукт должен быть легким и доступным: "Лишний вес столь же бессмыслен в любом предмете, как значок на кучерской шляпе, - пожалуй, еще бессмысленнее. Значок может, в конце концов, служить для опознания, в то время как лишний вес означает только лишнюю трату сил".
Генри Форд на квадрицикле едет по улице Детройта. 1905 год.
Хотя к этому времени его уже повысили до первого инженера с месячным окладом в 125 долларов, опыты с автомобилем встречали со стороны директора не больше сочувствия, чем прежде его влечение к механике со стороны отца.
"У меня в ушах еще звучат его слова: "Электричество - да, ему принадлежит будущее. Но газ?! Нет!", - припомнит потом Форд.
Компания предложила Форду высокий пост при условии, что он бросит заниматься ерундой и посвятит себя наконец настоящему делу. Форд выбрал автомобиль.
15 августа 1899 года Генри уволился с должности главного инженера "Edison Illuminating Company", чтобы полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте.
Тут же нашлись сметливые компаньоны, предложившие Форду создать Детройтскую автомобильную компанию (Detroit Automobile Company) для производства гоночных машин - другого применения для автомобилей они тогда не видели. Форд пытался отстаивать идеи массового производства, но остался в одиночестве.
"У всех была одна мысль: набирать заказы и продавать как можно дороже. Главное было - нажить деньги. Так как я на своем посту инженера не имел никакого влияния, то скоро понял, что новая компания была не подходящим средством для осуществления моих идей, а исключительно лишь денежным предприятием, которое приносило, к тому же, мало денег".
В марте 1902 года он покинул свой пост и твердо решил никогда больше не занимать зависимого положения.
Первый гоночный автомобиль Форда.
Форд никогда не считал скорость главным достоинством автомобиля, но раз уж внимание можно было привлечь, только победив в гонке ("более ненадежную пробу трудно себе представить", - усмехался он) ему пришлось в 1903 году построить две машины, рассчитанные исключительно на скорость.
"Спуск с Ниагарского водопада в сравнении с этим должен показаться приятной прогулкой", - вспоминал он о первой поездке.
Для гонок Форду порекомендовали велосипедиста Олдфилда, который ни разу не ездил на автомобиле и искал новых ощущений. Управлять он научился за неделю, и, садясь перед гонкой в автомобиль, весело сказал: "Я знаю, что в этой тележке меня, может быть, ждет смерть, но по крайней мере все скажут, что я мчался, как дьявол". Олдфрид ни разу не обернулся назад, не притормозил на поворотах. Он сорвался с места и не снижал скорость до финиша. Его победа привлекла интерес инвесторов к Форду - легко получить деньги, когда у тебя самый быстрый автомобиль. Через неделю была оформлена компания Ford Motor.
Ford Motor Company начала свою работу 16 июня 1903 г. разместившись в здании столярной мастерской Стрелова на Мак Авеню в Детройте. Активы компании составляли инструменты, оснастка, станки, планы, инструкции, чертежи, патенты, несколько моделей и 28 000 долларов США наличными, предоставленные 12 инвесторами.
Вместе с Генри Фордом первыми акционерами новорожденной корпорации были торговец углем, его бухгалтер, банкир, который доверял торговцу углем, два брата, у которых была мастерская по изготовлению двигателей, плотник, два юриста, один клерк, владелец галантерейного магазина и человек, который выпускал ветряные двигатели и пневматические винтовки.
Первый автомобиль был продан доктору Е. Пфеннингу из Чикаго, который купил машину через месяц после регистрации компании, к большой радости обеспокоенных акционеров, нервно наблюдавших за уменьшением банковского баланса до 223 долларов США.
Красивых названий Форд для своих машин не придумывал. Он использовал подряд буквы английского алфавита. В период с 1903 по 1908 гг. Генри Форд и его инженеры создали 9 моделей - от "Модели А" до "Модели S". У некоторых было два цилиндра, у некоторых - четыре, а одна модель была шестицилиндровой; некоторые имели цепной привод, а другие приводной вал; в двух моделях двигатель находился под сидением водителя.
Легендарный автомобиль "Форд-Т". За 19 лет (1908-1927) было выпущено 15 176 888 экземпляров. По версии журнала Forbes входит в десятку автомобилей, изменивших мир - как первый серийный автомобиль, доступный среднему классу.
Пожалуй, наибольший успех у покупателей имела "Модель N" - маленький, легкий четырехцилиндровый автомобиль, продававшийся на рынке по цене 500 долларов США. А "Модель K" - шестицилиндровый лимузин стоимостью 2 500 долларов США - продавалась слабо. Все эти модели хотя и неплохо продавались, оставались все же экспериментальными.
Универсальной стала "Модель Т" (Ford Model T), появившаяся в 1908 году. Ее характерной особенностью являлась простота. Реклама гласила: "Каждый ребенок может управлять "Фордом". В первый же год корпорация "Форд" смогла продать более 10 тыс. автомобилей этой модели!
Главной целью Генри Форда стало превращение автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости. Когда появилась "Модель Т", большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а цена автомобилей класса люкс доходила до 2500 долларов. И тут появляется вполне приличный фордовский автомобиль модели "Т" по цене всего 825-850 долларов. А для тех лет 400 долларов разницы - огромные деньги. В среднем, работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. Прежде автомобиль считался игрушкой только для богатых, но благодаря Форду человек, работающий на заводе или фабрике по 40 часов в неделю, впервые получил возможность купить новый автомобиль.
Продажу на территории США осуществляла впервые созданная дилерская сеть: в 1913 - 1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших "Модель Т". К 1914 году число проданных автомобилей модели "Т" достигло 250 тыс., что составило около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда "Модель Т" была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых "Жуков" немецкой корпорации "Фольксваген".
Линия конвейера на заводе Форда в 1914 году.
Для того чтобы держаться впереди спроса, Форд ввел на своей фабрике массовое производство. Генри Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся.
1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер - на заводе в Хайланд Парке (штат Мичиган), шасси физически тянули за веревку. Так родилось современное массовое производство! "Модель Т" сходила с конвейера каждые десять секунд в течение рабочего дня.
5 января 1914 года Форд объявил, что минимальная зарплата на "Форд Мотор Компани" будет 5 долларов в день, увеличив тем самым существующий минимальный оклад более чем в два раза. Он чувствовал, что при существующей возможности производить недорогие машины в большом объеме, они будут продаваться еще лучше, если рабочие смогут их купить. Форд находил увеличение платы до 5 долларов за восьмичасовой рабочий день самым лучшим ходом по сокращению затрат, который он когда-либо делал.
"Я найду методы производства, которые увеличат заработные платы, - сказал он. - Если сокращать зарплаты, то сокращается число ваших покупателей".
В 1914 заводы корпорации начали работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. "Повышенная зарплата" в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.
В 1919 году Генри Форд и его сын Эдзель (Edsel Ford) выкупили акции Ford Motor Company у других акционеров и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании.
Форд "Модель А" 1927 года. Начав новый этап в производстве автомобилей, Генри Форд снова начал с первой буквы алфавита.
К 1927 г. "Модель Т" устарела. Улучшенная, но в основном остававшаяся прежней в течение многих лет, она начала проигрывать более стильным и мощным машинам, предложенным конкурентами Форда. 31 мая заводы Форда по всей стране закрылись на шесть месяцев с целью переоборудования для производства новой "Модели А".
Но было слишком поздно: лидером американского автомобилестроения стал General Motors, сообразивший переориентироваться на выпуск разных марок, предложить покупателю ассортимент автомобилей "для любой цели и любого кошелька".
"Модель А" 1927 года получилась усовершенствованным по всем аспектам автомобилем. Более 4 500 000 этих машин с несколькими видами кузовов и большим выбором цветов выехали на дороги страны с конца 1927 по 1931 гг.
Но "Модели А", в конце концов, тоже пришлось потесниться, так как потребитель требовал еще больше роскоши и мощности. Ford Motor Company была уже наготове со своим следующим изобретением: первый ее V-образный восьмицилиндровый двигатель был представлен общественности 1 апреля 1932 г. "Форд" стал первой компанией, которой удалось выпустить монолитный восьмицилиндровый блок. Пройдут еще многие годы пока конкуренты "Форда" смогут запустить в массовое производство надежные двигатели V-8. Тем временем, автомобиль "Форд" и его надежный двигатель стали фаворитами практичных американцев.
В годы второй мировой войны заводы Форда произвели 8 600 бомбардировщиков "В-24 Liberator".
Производство гражданских машин резко остановилось в 1942 г., когда у компании возникла необходимость направить все свои усилия на военные нужды. Гигантская программа военного времени, начатая Эдзелем Фордом (сыном Генри Форда), произвела 8 600 четырех-моторных бомбардировщиков "В-24 Либератор", 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и другого военного оборудования менее чем за три года.
Эдзель Форд умер в 1943 г., как раз в то время, когда его программа достигла максимальной эффективности. Опечаленный пожилой Генри Форд возобновил свое президентство до конца Второй Мировой войны, когда он оставил свою должность во второй раз. Его старший внук - Генри Форд II - стал президентом компании 24 сентября 1945 г.
Передав дела компании своему внуку, Генри Форд спокойно жил со своей женой, Кларой, в своем имении "Фэа Лейн", в Дирборне. Генри Форд умер 7 апреля 1947 г., в возрасте 83 лет.
Генри Форд написал несколько книг - "Моя жизнь, мои достижения" (My Life and Work,1922, перевод на русский язык - 1924; до 1927 в СССР переиздавалась семь раз), "Сегодня и завтра" (Today and Tomorrow, 1926, перевод на русский язык - 1927), "Движение вперёд" (Moving Forward, 1931).
|